2.2. Отраслевой прогноз на период до 2024 годаРаздел подготовлен по данным Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации 106

Макроэкономические показатели Российской Федерации

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре 2019 года, темпы инфляции на конец 2020 года прогнозировались на уровне 3%. В дальнейшем, в 2021–2024 годах, прогнозировалось возвращение инфляции к целевому уровню 4%.

В 2020 году темп роста ВВП прогнозировался на уровне 1,7%. При этом ожидалось, что опережающими темпами будет происходить рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Ключевой задачей в экономической сфере на период до 2024 года определялось ускорение роста российской экономики до уровня более 3%.

По обновленным в апреле 2020 года данным Минэкономразвития России, в I квартале 2020 года отмечалось ускорение темпов инфляции в связи с ослаблением курса рубля и повышенным спросом в отдельных сегментах потребительского рынка. В феврале 2020 года рост ВВП, по оценке Минэкономразвития России, также ускорился до 2,9% г/г после 1,7% г/г в январе. С начала года темп роста ВВП оценивается на уровне 2,3% г/г.

В то же время, по оценкам Минэкономразвития России, в феврале 2020 года ситуация на мировых рынках изменилась в связи с негативными последствиями нового коронавируса для глобальной экономики, что требует пересмотра прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, оценить которые на момент формирования настоящего документа не представляется возможным.

Мировой рынок сырьевых товаров

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре 2019 года, к 2024 году прогнозировалось снижение темпов роста мировой экономики до 2,7% с 3,6% в 2018 году, что должно было оказывать сдерживающее влияние на цены на нефть. В таких условиях прогнозировалось постепенное снижение цен на нефть марки «Юралс» до уровня 53 долл. США/барр. в 2024 году с 70 долл. США/барр. в 2018 году.

В начале 2020 года распространение нового коронавируса во всем мире привело к резкому снижению экономической активности и падению спроса на нефть. Сокращение спроса на нефть составило порядка 15–20 млн барр. в сутки, что составляет примерно 20% общей добычи нефти в мире. В начале апреля 2020 года цена на нефть снизилась до уровня 25–30 долларов за баррель.

Добыча нефти в Российской Федерации

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре 2019 года, в период до 2024 года прогнозировалась добыча нефти в Российской Федерации на уровне 560–562 млн тонн в год. Прогнозировался также рост экспорта нефти в страны дальнего зарубежья до 245,2 млн тонн к 2024 году (242,2 млн тонн к 2022 году) в основном за счет роста поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но достижение указанных уровней добычи и экспорта нефти зависит от макроэкономических условий, эффективности процесса импортозамещения и развития отечественного производства в смежных отраслях.

Сокращение спроса на нефть в начале 2020 года потребовало принятия мер по сокращению предложения на рынке в целях стабилизации мирового нефтяного рынка.

С этой целью в апреле 2020 года 23 страны, в том числе Россия, договорились о совместных действиях по добровольному ограничению добычи нефти в течение двух лет. В соответствии с договоренностями сокращение мировой добычи нефти в мае–июне 2020 года составит суммарно 9,7 млн барр. в сутки (около 10% мировой добычи). Далее добыча нефти будет восстанавливаться, с июля по декабрь 2020 года сокращение составит 7,7 млн барр. в сутки, а с января 2021-го по апрель 2022 года – 5,7 млн барр. в сутки.

Производство нефтепродуктов в Российской Федерации

Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации к началу 2019 года составила 83,4%, однако продолжает отставать от мирового уровня (89–99%). По итогам 2019 года объем производства автомобильного бензина составил 40,2 млн тонн, дизельного топлива – 78,4 млн тонн, мазута топочного – 45,7 млн тонн.

К концу 2024 года прогнозируется:
  • увеличение производства автомобильного бензина до 46,2 млн тонн;
  • увеличение производства дизельного топлива до 85,3 млн тонн;
  • увеличение выработки топлива для реактивных двигателей до 16,8 млн тонн;
  • снижение производства топочного мазута до 34,0 млн тонн.

Тарифообразование компаний инфраструктурного сектора

В рамках прогнозного периода планируется сохранение тарифной политики, ограничивающей рост регулируемых тарифов и цен компаний инфраструктурного сектора уровнем прогнозной инфляции. Для законодательного закрепления реализуемых подходов и методов регулирования разрабатываются системные изменения в основы государственного регулирования цен и тарифов, в которых планируется закрепить установление единых принципов ценообразования, гарантию возврата и доходность инвестиций, определение в качестве приоритетного метода эталонных расходов, нацеленного на сокращение издержек. Предполагается также принятие пакета нормативных актов по согласованию, технологическому и ценовому аудиту инвестиционных программ инфраструктурных монополий. Это запустит правовые механизмы, позволяющие повысить эффективность и прозрачность процесса согласования и утверждения инвестиционных программ системообразующих инфраструктурных компаний и обеспечить синхронизацию этого процесса с долгосрочными тарифными параметрами.

Перспективы трубопроводного транспорта в соответствии с тенденциями рынка

На основе анализа основных тенденций отраслевого прогноза ПАО «Транснефть» планирует в среднесрочной перспективе сохранить достигнутую долю на рынке транспортировки нефти и светлых нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов.