4.5. Основные инвестиционные проекты

Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)

Протяженность
4740 км

33 НПС

1 порт
Сроки реализации
2006–2019

Расширение ВСТО-1 до 80 млн тонн в год
Цель проекта

Обеспечение транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ России и на экспорт в страны АТР через порт Козьмино и в Китайскую Народную Республику.

Основание реализации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 № 1246-р, от 27.02.2008 № 231-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 219, распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2009 № 455-р), перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещания по вопросу «О перспективах развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», состоявшегося 18.02.2014.

Строительство ВСТО-1

Строительство МН Восточная Сибирь – Тихий океан на участке от головной перекачивающей станции (ГНПС) «Тайшет» до перекачивающей станции (НПС) «Сковородино» пропускной способностью до 30 млн тонн в год и протяженностью линейной части 2694 км со строительством семи НПС. Строительство спецморнефтепорта (СМНП) в бухте Козьмина.

Статус

Этап завершен в 2009 году.

Развитие ВСТО-1

Поэтапное развитие пропускной способности до 50 млн тонн в год со строительством пяти НПС (1-й этап) и до 58 млн тонн в год со строительством трех НПС (2-й этап).

Статус

Первый этап завершен в 2012 году, второй – в 2014 году.

Полное развитие ВСТО-1

Поэтапное развитие пропускной способности до 73 млн тонн в год и до 80 млн тонн в год со строительством трех новых НПС на каждом этапе.

Статус

Первый этап завершен в 2017 году, второй – в 2019 году.

Строительство ВСТО-2

Строительство МН Восточная Сибирь – Тихий океан на участке от НПС «Сковородино» до СМНП Козьмино пропускной способностью до 30 млн тонн в год и протяженностью 2046 км со строительством восьми НПС.

Статус

Этап завершен в 2012 году.

Полное развитие ВСТО-2

Поэтапное развитие пропускной способности до 45 млн тонн в год со строительством одной НПС (1-й этап) и до 50 млн тонн в год со строительством трех НПС (2-й этап).

Статус

Первый этап завершен в 2017 году, второй – в 2019 году.

Расширение ВСТО-1 до 80 млн тонн в год
Расширение ВСТО-1 до 80 млн тонн в год
Легенда
Расширение ВСТО-2 до 50 млн тонн в год
Расширение ВСТО-2 до 50 млн тонн в год
В ноябре 2019 года ПАО «Транснефть» вывело трубопроводную систему на максимальную проектную мощность:
  • пропускная способность на участке от ГНПС «Тайшет» до НПС «Сковородино» увеличена до 80 млн тонн в год;
  • пропускная способность на участке от НПС «Сковородино» до порта Козьмино увеличена до 50 млн тонн в год
Yamal
ЗАДАЧИ ИЗ МЕХАНИКИ

ВЕКТОР - ВЕЛИЧИНА, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЧИСЛОМ, НО И НАПРАВЛЕНИЕМ

УСЛОВИЕ: В 2019 году «Транснефть» завершила крупнейший в современной России инвестиционный проект по расширению мощностей трубопроводной системы Восточная Сибирь -Тихий океан (ВСТО).

Вектор 1 – V1. Мощность ВСТО в 2009 году - 30 млн т
Вектор 2 – V2. К 2012 году мощность ВСТО увеличилась на 20 млн т
Вектор 3 – V3. К 2014 году мощность ВСТО увеличилась еще на 8 млн т
Вектор 4 – V4. К 2017 году мощность ВСТО увеличилась еще на 15 млн т
Вектор 5 – V5. К 2019 году мощность ВСТО увеличилась еще на 7 млн т

V - мощность трубопроводной системы ВСТО в 2019 году после завершения проекта.

Найти: Определите, на сколько увеличилась пропускная способность нефтепроводной системы в восточном направлении с 2009 по 2019 годы?

∆ - изменение пропускной способности нефтепроводной системы

Выберите правильный ответ:


Решение:

Так как векторы направлены в одну сторону (на восток) – на увеличение объемов транспортировки нефти, то они складываются.

1. Находим мощность трубопроводной системы ВСТО в 2019 году:

V = V1 + V2 + V3 + V4 + V5 = 30 млн т + 20 млн т + 8 млн т+ 15 млн т+7 млн т = 80 млн т

2. Для того, чтобы понять, на сколько увеличилась мощность трубопровода с 2009 по 2019 годы нужно из вектора V вычесть вектор V1:

∆ = V – V1 = 80 млн т– 30 млн т = 50 млн т


Ответ: ∆ = 50 млн т. За счет реализации инвестиционных проектов «Транснефти» пропускная способность нефтепроводной системы в восточном направлении за период с 2009 по 2019 годы увеличилась на 50 млн т.



Нефтепровод-отвод ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ

Протяженность
294 км

3 НПС

8 млн тонн в год
Завершен
2019

Нефтепровод-отвод ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ
Нефтепровод-отвод ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ
Цель проекта

Обеспечение транспортировки нефти на Комсомольский НПЗ.

Основание реализации

Соглашение о сотрудничестве, Соглашение об установлении Долгосрочного тарифа, заключенные между ПАО «Транснефть» и ПАО «НК «Роснефть».

Описание

Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы ВСТО до Комсомольского НПЗ пропускной способностью до 8 млн тонн в год и протяженностью 294 км, строительство трех НПС.

Статус

Проект завершен в 2019 году.

Обеспечена технологическая возможность поставки на Комсомольский НПЗ до 8 млн тонн нефти в год. Поставка нефти на НПЗ начата в июле 2019 года.

Habarovsk

Расширение пропускной способности МН Уса – Ухта и МН Ухта – Ярославль

Резервуарный парк
30 тыс. м3

2 НПС
Завершен
2019

Расширение пропускной способности МН Уса – Ухтаи МН Ухта – Ярославль
Расширение пропускной способности МН Уса – Ухтаи МН Ухта – Ярославль
Цель проекта

Обеспечение возможности приема в систему магистральных нефтепроводов дополнительных объемов нефти Тимано-Печорского региона.

Основание реализации

Договор на технологическое присоединение с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а также соглашения об установлении долгосрочного тарифа между ПАО «Транснефть» и нефтяными компаниями.

Описание

Реконструкция существующих нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком и строительство пунктов подогрева нефти.

Статус

Проект завершен в 2019 году.

Обеспечена технологическая возможность приема в систему магистральных нефтепроводов дополнительных объемов нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Прием ярегской нефти от ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на НПC «Ухта-1» начат в июле 2019 года.

Uhta

В 2019 году по решению Правления ПАО «Транснефть» приостановлена реализация инвестиционных проектов по расширению магистральных нефтепроводов Западной Сибири и расширению пропускной способности магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет.

В отношении проекта по расширению магистральных нефтепроводов Западной Сибири решением Правительства РФ от 09.01.2020 № П9 117 пункт 3 поручений Правительства РФ от 28.02.2014 № ДМ-П9-1440, предусматривающий реконструкцию магистральных нефтепроводов, по которым осуществляется транспортировка нефти Западной Сибири в направлении города Тайшета, признан утратившим силу.

В отношении проекта по расширению пропускной способности магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2020 № 443-р внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 532-р, предусматривающие, что Минэнерго России и ПАО «Транснефть» проанализируют рост добычи и сдачи нефти в нефтепровод пользователями услуг и к февралю 2023 года предоставят в Правительство предложения по увеличению пропускной способности нефтепровода Куюмба – Тайшет. На основе совместного доклада будет приниматься решение о дальнейших шагах в реализации проекта.