Основные риски

Критические риски

Риск относится к критическим на основании ключевых параметров системы управления рисками, ежегодно утверждаемых Советом директоров Компании. При проведении приоритизации каждый риск оценивается по двум шкалам – оценки ущерба и оценки вероятности реализации риска. При оценке ущерба риск оценивается по возможным финансовым последствиям и по возможному влиянию на промышленную безопасность, в качестве балльной оценки воздействия риска используется наихудший результат. Полученные оценки сопоставляются с матрицей отнесения рисков к критическим.

Перечень критических рисков на 2019 год был утвержден Советом директоров ПАО «Транснефть»Утвержден решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 11.12.2018 (протокол заседания Совета директоров от 11.12.2018 № 19) в 2018 году и дополнен решением Совета директоров ПАО «Транснефть» в 2019 годуУтвержден решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 28.06.2019 (протокол заседания Совета директоров от 28.06.2019 № 12). В 2019 году реестр рисков был актуализирован для дальнейшей приоритизации и утверждения перечня критических рисков на 2020 год. Приоритизация рисков утверждена решением Совета по управлению рисками ПАО «Транснефть»Утверждена решением Совета по управлению рисками ПАО «Транснефть» от 24.12.2019 (протокол заседания по управлению рисками от 24.12.2019 № 8). Перечень критических рисков на 2020 год утвержден решением Совета директоров ПАО «Транснефть»Утвержден решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 30.12.2019 (протокол заседания Совета директоров от 30.12.2019 № 24).

Для каждого из критических рисков ПАО «Транснефть» назначен владелец риска, который определяет уполномоченное подразделение, ответственное за управление риском, утверждает ключевые индикаторы риска для мониторинга его динамики, а также план мероприятий по его управлению, разработанный уполномоченным подразделением. Реестр рисков пересматривается ежегодно, по критическим рискам предусмотрена специальная отчетность.

Изменения перечня критических рисков Компании
Критические риски в 2019 году Критические риски на 2020 год
  • Государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов
  • Фискальные риски
  • Отключение внешнего электроснабжения объектов ПАО «Транснефть»
  • Международные санкции
  • Отклонение параметров качества нефти (нефтепродуктов) от установленных нормативов
  • Кредитный риск на банки-контрагенты
  • Акт незаконного вмешательства, в том числе террористический акт или покушение на его совершение
  • Риск изменения законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих и регулирующих технические требования
  • Государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов
  • Фискальные риски
  • Отключение внешнего электроснабжения объектов ПАО «Транснефть»
  • Международные санкции
  • Отклонение показателей качества нефти (нефтепродуктов) от установленных нормативов
  • Кредитный риск на банки-контрагенты
  • Риск установления новых и (или) изменения действующих технических норм, способных оказать влияние на технологические процессы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией магистрального трубопровода (включая экологические требования и требования промышленной безопасности)
Управление критическими рисками ПАО «Транснефть» в 2019 году
Возможные последствия Меры, принимаемые для снижения вероятности реализации и смягчения последствий реализовавшихся рисков Фактическая реализация рисков в 2019 году
1. Государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов
Ограничение тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов ниже уровня, необходимого для развития системы «Транснефть» или для долгосрочного обеспечения надежного функционирования системы «Транснефть». Зависимость ставок тарифов на перекачку нефтепродуктов от размера и изменения тарифов РЖД по аналогичным направлениям их транспортировки, что в влияет на величину тарифной выручки Компании.
Срыв сроков реализации проектов. Снижение эффективности по отдельным направлениям транспортировки. Недостаток выручки для покрытия затрат на поддержание надежности системы «Транснефть».
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросам планового (при необходимости – внепланового) пересмотра тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также по вопросам установления и отмены тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросам установления (пересмотра, отмены) согласованных тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов
  • Взаимодействие с ФОИВ по вопросу ценового дерегулирования транспортировки нефтепродуктов
Частичная реализация риска в 2019 году не оказала существенного влияния на финансово-экономические показатели Компании
2. Фискальные риски
Изменение законодательства и подзаконного регулирования в части налогов, таможенного регулирования, социального и пенсионного страхования.
Внеплановые затраты. Претензии со стороны налоговых органов.
  • Определение уровня налоговой нагрузки по отношению к выручке и мониторинг его изменения
  • Мониторинг изменения налогового законодательства, изучение законопроектов, вносимых на рассмотрение Государственной Думы
  • Мониторинг специализированной прессы и прочих информационных ресурсов
  • Мониторинг законодательства и арбитражной практики
  • Корректировка статей бюджета на основании изменений в законодательстве, налогообложении, таможенном регулировании, социальном и пенсионном страховании
  • Анализ отдельных аспектов деятельности и проектов для учета налоговых рисков
  • Корректировка учетной политики и других методических документов
  • Сбор информации о количестве и сумме налоговых споров
Частичная реализация риска в 2019 году не оказала существенного влияния на финансово-экономические показатели Компании
3. Акт незаконного вмешательства, в том числе террористический акт или покушение на его совершение
Противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса. Угроза нападения (нападение) на линейные объекты Компании и организаций системы «Транснефть». Угрозы по телефону («телефонный терроризм») и иные деяния, которые могут повлечь существенные нарушения работы объектов безопасности Компании. Несанкционированные врезки в магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. (За исключением вопросов связанных с кибербезопасностью.)
Вывод из строя объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, систем электроснабжения, управления, автоматики и связи.
  • Определение перечня объектов МТ, охраняемых ведомственной охраной
  • Организация и контроль работы по категорированию объектов ОСТ, подлежащих охране, и составлению паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
  • Контроль за деятельностью подразделений безопасности ОСТ и ООО «Транснефть-Охрана» при решении задач по обеспечению безопасности объектов МТ
  • Оценка состояния объектов инженерно-технических средств охраны в ходе реализации программ технического перевооружения и реконструкции, капитального ремонта, а также инвестиционных программ Компании
  • Сопровождение деятельности Комиссии по АТЗ объектов ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть»
  • Проведение совместных с правоохранительными органами мероприятий по декриминализации обстановки в регионах, где ОСТ ведут производственно-хозяйственную деятельность. Направление в Минэнерго России предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования вопросов защиты объектов ТЭК от несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов
  • Направление в Департамент экономической безопасности в ТЭК Минэнерго России предложения по ограничениям применения отдельных положений Методических рекомендаций по анализу уязвимости производственно-технологического процесса и выявлению критических элементов объекта, оценка социально-экономических последствий совершения на объекте террористического акта и антитеррористической защищенности объекта при проведении категорирования и составления паспорта безопасности ТЭК
  • Направление в Департамент экономической безопасности в ТЭК Минэнерго России предложения ПАО «Транснефть» по результатам рассмотрения целевой структуры нормативного регулирования в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (за исключением объектов атомной энергетики)
  • Осуществление мероприятий по переводу охраны объектов МТ на усиленный вариант при осложнении обстановки, а также в выходные и нерабочие праздничные дни
  • Организация проведения учений и тренировок на охраняемых ведомственной охраной объектах ПАО «Транснефть» и ОСТ
  • Выявление и установление лиц из числа работников ОСТ, подрядных (субподрядных) организаций, вынашивающих намерения совершить террористический акт, а равно и покушение на его совершение с целью незаконного вмешательства в функционирование объектов МТ Компании и ОСТ
Частичная реализация риска в в части выявления несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы 2019 году не оказала влияния на выполнение планов перекачки нефти/нефтепродуктов
4. Международные санкции
Внешнеэкономические ограничения, эмбарго, блокировка счетов и расчетов, экстерриториальные санкции США
Запрет на импорт в Российскую Федерацию необходимого оборудования. Сбои в поставке импортных комплектующих. Ограничения на расчеты с зарубежными контрагентами. Ограничения доступа на международные рынки.
  • Участие в выработке комплексных мер противодействия ограничительным мерам на государственном уровне (в том числе через МПК/СМПК, деловые советы, профильные комиссии и комитеты)
  • Поиск, установление и развитие контактов с соответствующими структурами в зарубежных странах, влияющими на принятие решений, и выявление возможностей обхода ограничительных мер
  • Подготовка предложений по получению доступа к услугам и технологиям за счет использования нейтральных или дружественных юрисдикций, альтернативных поставщиков
  • Мониторинг и анализ проектов законодательных актов, принятия законов, выхода официальных пресс-релизов ответственных ведомств США и ЕС по санкционной тематике
В 2019 году не произошло изменений в санкционном режиме в отношении ПАО «Транснефть», риск не реализовался
5. Кредитный риск на банки-контрагенты
Риск невыполнения банками-контрагентами обязательств перед ПАО «Транснефть» и организациями системы «Транснефть»
Финансовые и репутационные потери.
Задержка расчетов по контрактам.
  • Установление лимитов на операции с банками-контрагентами
  • Контроль соблюдения установленных лимитов
  • Мониторинг кредитоспособности банков-контрагентов
В 2019 году риск не реализовался
6. Отключение внешнего электроснабжения объектов ПАО «Транснефть»
Прерывание внешнего электроснабжения объектов Компании не по вине «внутренних» факторов
Простой в работе трубопроводов. Внеплановые затраты. Возникновение аварийной ситуации.
  • Согласование ОСТ заявок на изменение эксплуатационного состояния электрооборудования в соответствии с ОР-03.100.50-КТН-170-15 на основании анализа режима работы прилегающей сети
  • Доведение информации до ОСТ о снижении надежности электроснабжения на основании анализа ежемесячных графиков ремонтов электросетевого оборудования классом напряжения 220–500 кВ
  • Проведение совместно с персоналом ПАО «Россети» осмотров ВЛ, обеспечивающих внешнее электроснабжение объектов ОСТ
  • Контроль проведения проверок устойчивой работы объектов ОСТ при отключении одного источника
Частичная реализация риска в 2019 г. не оказала влияния на выполнение планов перекачки нефти/нефтепродуктов
7. Риск изменения законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих и регулирующих технические требования
Изменение законодательных и нормативных требований в области технического регулирования (включая экологические требования и требования к эксплуатированию опасных производственных объектов)
Внеплановые затраты. Приостановка деятельности. Срыв сроков реализации проектов.
  • Мониторинг проектов законодательных и иных нормативных правовых актов (НПА), опубликованных на Федеральном портале НПА и устанавливающих (регулирующих) технические требования, влияющие на производственную деятельность Компании
В 2019 году риск не реализовался
8. Отклонение параметров качества нефти (нефтепродуктов) от установленных нормативов
Отклонение параметров качества транспортируемой нефти (нефтепродуктов) от установленных нормативов (в части содержания серы, хлорорганических соединений или других параметров)
Внеплановые затраты.
Простой в работе трубопроводов.
Репутационные потери.
  • Взаимодействие с ОСТ и департаментом РЭН по вопросам своевременного обеспечения ИЛН материально-техническим ресурсами для проведения испытаний по контролю качества
  • Проведение проверок ИЛН ОСТ на соответствие требованиям СМК, функционирование риск-ориентированного подхода и беспристрастности
  • Взаимодействие с ТТО ОСТ по вопросам минимизации партий нефти, не соответствующих требованиям «Схемы нормальных (технологических) грузопотоков»
  • Взаимодействие с ДТРиЭОТТ по вопросам минимизации не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51858 партий нефти
  • Взаимодействие с ТТО ОСТ по вопросам восстановления качества нефти после проведения ремонтных работ
  • Взаимодействие с ОСТ для выполнения утвержденной Дорожной карты мероприятий по замещению нефти с превышением показателей по массовой доле органических хлоридов
  • Взаимодействие с ТТО ОСТ по вопросам минимизации нестандартного нефтепродукта и выполнения мероприятий по восстановлению качества нефтепродуктов путем смешения с топливом, имеющим запас качества
  • Взаимодействие с ДТРиЭОТТ по вопросам минимизации объемов нестандартного нефтепродукта
  • Взаимодействие с ТТО ОСТ по вопросам восстановления качества нефтепродуктов путем отстоя и фильтрации
Риск реализовался в 2019 году. В апреле 2019 года на магистральном нефтепроводе «Дружба» по вине третьих лиц произошел инцидент, связанный с попаданием в транспортируемую нефть высоких концентраций хлорорганических соединений.
24 июля 2019 года Совет директоров ПАО «Транснефть» согласовал предельный размер выплат грузоотправителям по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти из расчета 15 долларов США на 1 баррель некондиционной нефти.
Расходы по созданию резерва в сумме 23 031 млн руб. включены в прочие расходы в Отчете о финансовых результатах за 2019 год. По состоянию на 31.12.2019 выплаты по требованиям грузоотправителей за счет созданного резерва составили 3 322 млн руб.

Страхование рисков

Наравне с инструментами управления рисками, вводимыми в рамках СУР, в Компании эффективно используется система страхования имущественных рисков. Страхование — инструмент управления рисками, который позволяет полностью или частично перенести финансовые потери от реализации рисков на страховые организации и тем самым компенсировать (возместить) убытки Компании и/или ОСТ.

Основные принципы построения системы страхования имущественных рисков, порядок применения и виды страхования, использующиеся на магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, изложены в Положении о страховании собственных имущественных рисков ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть»Утверждено Приказом ПАО «Транснефть» от 27.02.2014 № 26..

Объектами договоров имущественного страхования являются все виды основных производственных фондов, причинение ущерба которым может негативно повлиять на производственную деятельность ОСТ, застрахованные от утраты (гибели) или повреждения на условиях страхования «от всех рисков». Также ОСТ страхуют средства транспорта и гражданскую ответственность за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде.

В процессе хозяйственной деятельности ОСТ по мере необходимости самостоятельно страхуют грузы и строительно-монтажные риски.

Оценка эффективности системы управления рисками

Департамент внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности провел оценку эффективности системы управления рисками ПАО «Транснефть» за 2019 год. По результатам проведенной оценки уровень эффективности СУР можно признать удовлетворительным.